ОБЗОР
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики с января по сентябрь 2019 года
Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики (далее – Госкомцен ЧР) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) на основании Положения о Государственном комитете цен и тарифов Чеченской Республики, утвержденного постановлением Правительства Чеченской Республики от 28.06.2007 № 99, за:
применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы);
реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части формирования стоимости строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения, приобретения) объектов электроэнергетики, в том числе анализа финансирования и освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам, проектной документации, первичных учетных документов, исполнительной документации, договорных отношений, порядка ценообразования, закупочной деятельности, осуществляемой субъектом электроэнергетики в целях строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения, приобретения) объектов электроэнергетики;
соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, теплоснабжающими, теплосетевыми организациями, региональными операторами и операторами в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, субъектами естественных монополий;
соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению правлением Госкомцен ЧР, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Госкомцен ЧР применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;
в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроэнергетики, обращения с твердыми коммунальными отходами;
выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
в части правильности применения тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
за применением организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) определен:
постановлением Правительства Чеченской Республики от 13.08.2014 № 143 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)»;
приказом Госкомцен ЧР от 04.04.2019 г. № 33-п об утверждении административного регламента исполнения Государственным комитетом цен и тарифов Чеченской Республики государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Предметом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) является:
1) в сферах деятельности субъектов естественных монополий - соблюдение субъектом естественной монополии в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, в том числе требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий
2) в электроэнергетике - соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), соблюдения гарантирующими поставщиками требований по обеспечению надежного энергоснабжения населения, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в электроэнергетике;
3) в области обращения с твердыми коммунальными отходами - правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов органами местного самоуправления (в случае их наделения законом Чеченской Республики отдельными полномочиями Чеченской Республики в области регулирования тарифов), соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами требований порядка ценообразования и применения тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также стандартов раскрытия информации;
4) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, органами местного самоуправления поселений, городских округов требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, соблюдение стандартов раскрытия информации, а также использование инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере теплоснабжения;
5) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - соблюдение организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и органами местного самоуправления, в случае передачи им полномочий, требований, установленных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации;
6) в области регулирования иных цен (тарифов, плат, ставок, надбавок, наценок и т.п.), устанавливаемых и (или) контролируемых органом государственного контроля, - соблюдение субъектами контроля (надзора) требований, установленных соответствующими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, к их установлению и (или) применению, в том числе в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов, плат, ставок, надбавок, наценок и т.п.), использование инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы, платы, ставки, надбавки, наценки и т.п.).
Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора) содержат следующие нормативные правовые акты:
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
постановление Правительства Российской Федерации от 7.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1517 «О государственном регулировании цен на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;
постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики»;
постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»;
постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»;
постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;
постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям»;
постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;
постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
закон Чеченской Республики от 13.12.2006 № 49-рз «О государственном регулировании цен (тарифов) и контроле за соблюдением порядка ценообразования на территории Чеченской Республики»;
постановлением Правительства Чеченской Республики от 28 июня 2007 г. № 99 «Об утверждении Положения о государственном комитете цен и тарифов ЧР»;
правовые акты Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики по установлению тарифов и иные нормативные правовые акты.
Региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляется посредством:
проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок;
осуществления мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
профилактики нарушений обязательных требований;
принятия мер по результатам выявления нарушений обязательных требований.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», план проведения проверок соблюдения порядка ценообразования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласовывается с органами прокуратуры.
Согласованный и утвержденный в установленном порядке сводный ежегодный план размещается на официальном сайте Госкомцен ЧР.
Результаты проведенных плановых и внеплановых проверок также размещаются на официальном сайте Госкомцен ЧР.
При осуществлении функций по контролю Госкомцен ЧР может осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти Чеченской Республики в рамках запроса информации, необходимой для осуществления контроля и проведения совместных проверок.
Государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования осуществляется в соответствии с планом проверок, а также в ходе рассмотрения заявлений и обращений граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», план проведения проверок соблюдения порядка ценообразования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласовывается с органами прокуратуры.
Согласованный и утвержденный в установленном порядке сводный ежегодный план размещается на официальном сайте Госкомцен ЧР.
Результаты проведенных плановых и внеплановых проверок также размещены на официальном сайте Госкомцен ЧР.
При осуществлении функций по контролю Госкомцен ЧР может осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти Чеченской Республики в рамках запроса информации, необходимой для осуществления контроля и проведения совместных проверок.
С января текущего года по сентябрь месяц специалистами Госкомцен ЧР проведено 35 проверок в отношении юридических лиц, из них 2 внеплановых.
По итогам 17 проверок (11 проверок переход с 2018 года) были выявлены правонарушения.
Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю не привлекались.
Случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаи возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не выявлялись.
В ходе проведения мероприятий по государственному контролю выявлено нарушений обязательных требований в 17 случаях.
В целях пресечения нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, по результатам проверок, в качестве мер реагирования, привлечено к ответственности 6 граждан, 11 юридических лиц.
Общая сумма штрафов составила 288,045 тыс. руб.
Выдано предписаний 6.
Выполнение плана проведения проверок – с января по сентябрь 2019 года – 100%.
Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на физических, должностных и юридических лиц (в тыс. рублей): на юридическое лицо в 2018 году – 208,045 тыс.руб.; на должностное лицо в 2018 года – 0 тыс.руб.; на физические лица в 2018 году – 80 тыс.руб.
По итогам проверок года материалы о выявленных нарушениях не передавались в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел.
Остальные показатели, предусмотренные Приложением № 1 к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), а именно: доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений); доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок); доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок); доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок); доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок); доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц); доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах общего числа проверенных лиц); количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)в отчетном периоде в деятельности Госкомцен ЧР не зафиксированы.
Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, расчет и анализ которых проводится органами государственного контроля (надзора) на основании сведений ведомственных статистических наблюдений, отсутствуют. Ведомственные статистические наблюдения не ведутся.
Действия органа государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований:
по итогам 17 проверок (11 проверок переходящие с 2018 года) были выявлены правонарушения, по итогам 17 проверок возбуждены дела об административных правонарушениях;
наложено 17 административных наказаний в виде административного штрафа;
в целях своевременного устранения нарушений законодательства специалистами Госкомцен ЧР за период с января по сентябрь месяц выдано 7 предписаний по устранению допущенных нарушений.
Оценка состояния исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.
Законодательством Российской Федерации созданы условия для соблюдения обязательных требований в области государственного регулирования цен (тарифов). При этом основная доля нарушений обязательных требований, выявленных по результатам контрольных мероприятий, касается несоблюдения регулируемыми организациями установленного порядка ценообразования, а именно применение тарифов, не установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или завышение установленных тарифов. Законодательство определяет, как сами обязательные требования, так и меры ответственности за их нарушение, предусмотренные, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прогноз состояния исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.
В условиях того, что законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) определены обязательные требования, условия их исполнения, а также меры ответственности за неисполнение, препятствия для исполнения обязательных требований отсутствуют, то при применении всего комплекса мер со стороны контролирующего органа, как предупредительного, так и пресекательного характера, и при осознании подконтрольным субъектом важности исполнения обязательных требований, указанные обязательные требования должны исполняться.
При решении вопроса о замене административного штрафа предупреждением Госкомцен ЧР руководствуется пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП, в соответствии с которым повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Также на официальном сайте Госкомцен ЧР http://tarif95.ru/ размещены:
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) с гиперссылками на соответствующие нормативных правовые акты;
ежегодный доклад об осуществлении государственного контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и об эффективности такого контроля;
обобщенная информация по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий;
информация о составах административных правонарушений, рассмотрение которых подведомственно Госкомцен ЧР, видах административных наказаний и их размерах;
информационные письма о необходимости соблюдения обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).