Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 гг.
Общие положения
Настоящая ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 гг. (далее - Программа) разработана в целях организации проведения профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Чеченской Республики, в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок).
В соответствии с положением о Государственном комитете цен и тарифов Чеченской Республики, утвержденным постановлением Правительства Чеченской Республики от 27.06.2007 № 99, Государственный комитет цен и тарифов Чеченской Республики (далее – Госкомцен ЧР) является органом исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики (далее - государственный контроль (надзор)).
Основаниями для исполнения полномочий являются:
статья 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
пункт 4 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
пункт 1 Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Чеченской Республики, утвержденного постановлением Правительства Чеченской Республики от 13 августа 2014 года № 143;
пункт 1.2 Положения о Государственном комитете цен и тарифов Чеченской Республики, утвержденного постановлением Правительства Чеченской Республики от 27.06.2007 № 99.
Государственный контроль (надзор) осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в соответствии с:
статьями 9, 10, 11, 12 и 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
постановлением Правительства Чеченской Республики от 13 августа 2014 года № 143 «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Чеченской Республики»;
административным регламентом Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики исполнения Государственным комитетом цен и тарифов Чеченской Республики государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным приказом Госкомцен ЧР от 04 апреля 2019 г. № 33-П.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение подконтрольными субъектами следующих обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации:
пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
статьи 24.8, 24.9, пункт 5 статьи 24.12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
статьи 23, 23.1, 23.2, пункт 3 статьи 24, статья 29.2 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
пункт 1 статьи 8, пункт 4 статьи 12.1, статья 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;
постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 764 «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;
постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;
пункты 3 и 6 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»;
пункты 55 - 57 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;
приложение № 2 к приказу ФСТ России от 12 апреля 2013 г. № 91 «Об утверждении единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов»;
приложение № 2 к приказу Минэнерго РФ от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»;
приказ ФАС России от 13 сентября 2018 г. № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно – аналитическая система «Федеральный орган регулирования – региональные органы регулирования – субъекты регулирования»;
приказ ФАС России от 18 января 2019 г. № 38/19 «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм»;
закон Чеченской Республики от 13 декабря 2006 г. №49-РЗ «О государственном регулировании цен (тарифов) и контроле за соблюдением порядка ценообразования на территории Чеченской Республики».
Целью государственного контроля (надзора) является выявление и предупреждение нарушений требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики
Подконтрольные субъекты: юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории Чеченской Республики.
Анализ текущего состояния подконтрольной среды, профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики
В процессе осуществления государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:
рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя в рамках предмета проверки (копии квитанций, счетов, счетов – фактур, актов выполненных работ, предъявляемых потребителю за услуги, оказанные в регулируемых сферах деятельности, копии договоров и дополнительных соглашений, заключенных с потребителем, документ, удостоверяющий личность руководителя организации, индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя, документы, подтверждающие полномочия лица, в отношении которого осуществляется мероприятие по контролю, объяснения и сведения по вопросам, возникающим в ходе осуществления государственного контроля, представляемые лицом, в отношении которого осуществляется мероприятие по контролю, учредительные документы).
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны Госкомцен ЧР, на конец 2019 года составляет 904 единиц. В 2019 году проведено 46 плановых и 2 внеплановых проверок. По итогам 2019 года в ходе проведения плановых проверок выявлено нарушений обязательных требований – 23, из них привлечено к административной ответственности в виде штрафа – 18, предупреждения – 5. Выдано предостережение о недопущении нарушений обязательных требований – 5.
При проведении внеплановых проверок нарушений не выявлено.
В рамках профилактических мероприятий в 2019 году на официальном сайте Госкомцен ЧР в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» размещалась следующая информация:
обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора);
перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора);
справочная информация о месте нахождения и графике работы Госкомцен ЧР, порядке получения информации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора);
обязательные требования законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок);
план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Госкомцен ЧР проводились публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора).
Госкомцен ЧР ведется работа, направленная на предотвращение нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а именно информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, об изменениях обязательных требований, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие. Заинтересованные лица могут получить информацию по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) по письменному обращению, посредством телефонной связи, по электронной почте регулирующих отделов Госкомцен ЧР, а также путем личного обращения в Госкомцен ЧР.
Справочная информация по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) также размещается на Портале государственных услуг Чеченской Республики, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Цели и задачи профилактических мероприятий
Профилактика нарушений обязательных требований - это системно организованная деятельность Госкомцен ЧР по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики, соблюдение которых оценивается при проведении государственного контроля (надзора);
формирование единого правового понимания обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики;
определение эффективных мероприятий профилактики нарушений, направленных на выявление и предупреждение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики;
повышение прозрачности системы контрольной деятельности при проведении контрольных мероприятий.
Задачи Программы:
устранение причин, факторов и условий, способствующих совершению нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики и необходимых мерах по их исполнению;
повышение эффективности государственного надзора (контроля) за соблюдением подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики.
Мероприятия Программы
Программа разработана на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 гг. Мероприятия программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач Программы. Перечень мероприятий Программы, сроки их реализации и ответственные исполнители приведены в план – графике проведения профилактических мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики на 2020 год (краткосрочный период) и на 2021-2022 годы (долгосрочный период) (Приложение № 2).
В Программу возможно внесение изменений и корректировка перечня мероприятий в связи с необходимостью осуществления профилактических мер в отношении нарушений обязательных требований законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году.
Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы включает в себя кадровое и информационно-аналитическое обеспечение ее реализации. Уполномоченными лицами на осуществление или участие в осуществлении мероприятий по профилактике нарушений являются начальники регулирующих отделов и начальник правового отдела Госкомцен ЧР.
Информационно-аналитическое обеспечение реализации Программы осуществляется с использованием официального сайта Госкомцен ЧР в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется за счет регионального бюджета, выделяемого на обеспечение деятельности Госкомцен ЧР.
Привлечение иных кадровых, материальных и финансовых ресурсов для реализации Программы не требуется.
Оценка эффективности Программы
Оценка результативности и эффективности программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики осуществляется ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным на основании доли выполненных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований (% от запланированных мероприятий Плана)
Отчетные показатели
Отчетные показатели качества, результативности и эффективности программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации на территории Чеченской Республики представлены в следующем виде:
Наименование показателей |
Расчет показателя |
Интерпретация значений |
Планируемое значение показателя |
Количество проведенных мероприятий по профилактике правонарушений |
М факт / М план *100% |
М факт - количество фактически реализованных мероприятий, предусмотренных программой; М план - количество профилактических мероприятий, предусмотренных программой |
100 % |
План – график проведения профилактических мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики на 2020 год (краткосрочный период) и на 2021-2022 годы (долгосрочный период)
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения мероприятия |
Адресаты мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемые результаты |
1 |
Поддержание в актуальном состоянии размещенного на официальном сайте Госкомцен ЧР (далее – Сайт) перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов |
По мере внесения изменений в нормативные правовые акты |
Подконтрольные субъекты |
Начальник правового отдела |
Предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований). Предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований. Повышение информированности и стимулирование добровольного соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения |
2 |
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, вопросам по разъяснению процедур государственного контроля (надзора) посредством: 1) разработки и поддержания в актуальном состоянии руководств и рекомендаций по соблюдению обязательных требований и размещения их на официальном сайте 2) проведения (принятия участия) семинаров, рабочих встреч (совещаний) с участием подконтрольных субъектов; 3) рассмотрения письменных обращений подконтрольных субъектов; 4) устного консультирования подконтрольных субъектов; 5) направления писем (рекомендаций, проектов тарифных решений и др.) |
По мере необходимости |
Подконтрольные субъекты |
Начальник и специалисты правового отдела, начальник и специалисты регулирующих отделов |
|
3 |
Подготовка и размещение на Сайте информационных писем по соблюдению обязательных требований, а также о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, о рекомендациях по проведению необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований |
По мере необходимости |
Подконтрольные субъекты |
Начальник правового отдела |
Предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований). Повышение информированности и стимулирование добровольного соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения |
4 |
Размещение на официальном Сайте плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на следующий год |
Не позднее дня утверждения плана проверок на следующий год |
Подконтрольные субъекты
|
Директор ГКУ «УОД Госкомцен ЧР» Начальник правового отдела |
Повышение информированности подконтрольных субъектов |
5 |
Размещение на Сайте» обобщенной информации по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий. |
До 1 марта года, следующего за отчетным |
Подконтрольные субъекты
|
Директор ГКУ «УОД Госкомцен ЧР» Начальник правового отдела
|
Предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований). Повышение информированности и стимулирование добровольного соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а также рисков их несоблюдения |
6 |
Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в ГИС «Единый реестр проверок» |
В сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 |
Подконтрольные субъекты |
Начальник и специалисты правового отдела, начальник и специалисты регулирующих отделов |
|
7 |
Внесение информации о принятых решениях Правления в ГИС «ЖКХ»
|
В сроки, установленные приказом Минкомсвязи России № 455, Минстроя России № 825/пр от 17.11.2015 |
Подконтрольные субъекты |
||
8 |
Проведение публичного обсуждения результатов правоприменительной практики за прошедший год, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений; информации о составах административных правонарушений, рассмотрение которых относится к полномочиям Госкомцен ЧР, видах административных наказаний и их размерах |
В соответствии с планом- графиком |
Подконтрольные субъекты, иные заинтересованные лица |
Заместитель председателя, Начальник правового отдела |
|
9 |
Расчет критериев и утверждение перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых относится к категориям рисков. Размещение на Сайте перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категориям риска |
В июне-июле года |
Подконтрольные субъекты |
Начальники регулирующих отделов, начальник правового отдела |
|
10 |
Выдача юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Закона № 294-ФЗ и Порядком, определенным постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 |
При наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований
|
Подконтрольные субъекты |
Председатель, заместитель председателя |
Пресечение и предупреждение нарушения обязательных требований |