Доклад
об осуществлении государственного контроля в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и об эффективности такого контроля
Раздел 1.
Состояние нормативно-правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов)
Сферу государственного регулирования цен (тарифов), регулирует большое количество нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля.
Нормативные правовые акты достаточно полно регулируют отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов), и указанные акты доступны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в справочно-правовых системах, опубликованы в средствах массовой информации, а также размещены на официальном сайте Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики.
Раздел 2.
Организация государственного контроля
Сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля.
Организационная структура Комитета состоит из 9 отделов (регулирования и контроля тарифов на электрическую энергию, регулирования и контроля цен и тарифов на тепловую энергию, газ и твердое топливо, регулирования и контроля тарифов на услуги ЖКХ и транспорта, регулирования и контроля цен и тарифов на продукцию и услуги общего назначения, учета и отчетности, правовой отдел, отдел делопроизводства и кадров, отдел материально-технического обеспечения, информационно-аналитический отдел).
Функции по контролю осуществляются 4 отделами (регулирования и контроля цен и тарифов на тепловую энергию, газ и твердое топливо, регулирования и контроля тарифов на электрическую энергию, регулирования и контроля тарифов на услуги ЖКХ и транспорта, регулирования и контроля цен и тарифов на продукцию и услуги общего назначения).
Руководство Комитетом осуществляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Чеченской Республики.
Председатель имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Правительства Чеченской Республики по представлению председателя Комитета.
Для определения основных направлений деятельности Комитета и принятия соответствующих решений может образовываться коллегиальный орган из числа работников Комитета, в состав которого входят не более 7 человек, а по вопросам электроэнергетики и теплоснабжения не более 9 человек. Председатель комитета одновременно является председателем коллегиального органа.
Функциями Комитета являются:
Реализация единой ценовой политики на территории Чеченской Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики.
Осуществление полномочий федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, переданных Комитету в установленном порядке.
Осуществление государственного регулирования цен (тарифов).
Осуществление контроля за выполнением решений федеральных и республиканских органов власти по вопросам ценовой (тарифной) политики и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в деятельности хозяйствующих субъектов в сфере ценообразования.
Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чеченской Республики.
Формирование и ведение реестра субъектов регулирования, за исключением субъектов естественных монополий, реестр которых формирует и ведет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Опубликование в установленном порядке решений принятых в области государственного регулирования цен (тарифов).
Рассмотрение обращений субъектов регулирования по защите нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов в области ценообразования.
Осуществление иных функций по государственному регулированию цен (тарифов) и контролю за соблюдением порядка ценообразования, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики.
Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций.
Федеральные законы:
- от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
- от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ»;
- от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- от 30 декабря 2004 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- от 27 июля 2010г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»;
- от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты РФ»;
- от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
- от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
Указ Президента Российской Федерации:
- от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Постановления Правительства Российской Федерации:
- от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
- от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;
- от 29 декабря 2011 г. № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)»;
- от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;
- от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;
- от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании сфере теплоснабжения»;
- от 12 декабря 2004 г. № 769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг»;
- от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»;
- от 13 октября 1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ»;
- от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ»;
- от 29 октября 2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
- от 8 августа 2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;
- от 23 июля 2007 г. № 467 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за установлением, изменением и применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги»;
- от 15 апреля 1995 г. № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства».
- от 27 июня 2013 г. № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Законы Чеченской Республики:
- от 13 декабря 2006 г. № 49-рз «О государственном регулировании цен (тарифов) и контроле за соблюдением порядка ценообразования на территории ЧР»;
Постановления Правительства Чеченской Республики:
- от 28 июня 2007 г. № 99 «Об утверждении Положения о государственном комитете цен и тарифов ЧР»;
- от 8 декабря 2011 г. № 216 «Об утверждении предельных размеров платы за проведение технического осмотра и предельных размеров расходов на оформление дубликата талона технического осмотра»;
- от 13 августа 2014 года № 143 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)»;
Комитет взаимодействует в своей деятельности с федеральными и республиканскими органами государственного контроля (надзора), при осуществлении своих функций в форме проведения совместных проверок, представления и запросов различной информации необходимой для осуществления функций по контролю.
Раздел 3.
Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля
Финансирование деятельности Комитета по государственному контролю осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели бюджетом Чеченской Республики. Отдельных средств на осуществление только контрольных мероприятий не выделяется.
Особые подразделения, занимающиеся только контролем в Комитете отсутствуют, контрольные мероприятия осуществляются сотрудниками отделов занимающихся регулированием в соответствующих сферах, всего сотрудников занимающихся, в том числе, и контролем 29 человек. В целях повышения квалификации сотрудников проводятся семинары по применению Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По фактически выполненным контрольным мероприятиям в среднем на 1 человека приходится 6,2 проверок.
Эксперты и представители экспертных организаций, к проведению мероприятий по контролю не привлекаются.
Раздел 4.
Проведение государственного контроля
В сфере контроля правильности применения регулируемых цен (тарифов) в 2016 году было проведено 160 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферах:
электрической энергии;
тепловой энергии;
водоснабжения и водоотведения;
пассажирских перевозок;
услуги общего назначения;
обращения лекарственных средств и т.д.
Из них плановых проверок 82, внеплановых 78 проверок.
Проведено 0 административных расследований.
Эксперты и представители экспертных организаций, к проведению мероприятий по контролю не привлекались.
Раздел 5.
Действия Комитета по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
В ходе проведения мероприятий по государственному контролю выявлено нарушений обязательных требований в 49 случаях.
В целях пресечения нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, по результатам проверок, в качестве мер реагирования, привлечено к ответственности 30 граждан, 14 должностных лица и 5 юридических лиц.
Общая сумма штрафов составила 1 971 985 руб.
Выдано предписаний 47.
Раздел 6.
Анализ и оценка эффективности государственного контроля
В соответствии с основными направлениями деятельности Комитета на 2016 год работа была направлена на совершенствование государственного контроля в области государственного регулирования цен (тарифов), реализацию Федерального закона № 294-ФЗ.
Основными задачами по реализации этого направления являлись:
- повышение эффективности и результативности мероприятий по контролю;
- проверки обоснованности величины и правильности применения регулируемых цен (тарифов);
- соблюдение прав потребителей при применении регулируемых цен (тарифов).
Анализ проведенных мероприятий по государственному контролю показывает, что нарушения в ходе проверок выявлены в 49 случаях.
В 2016 году в отношении субъектов контроля проведено 82 плановых проверок (в ходе проведения проверок установлено, что 2 организации из них ликвидированы), что составило 100 процентов от общего количества проверок, проведенных в рамках Федерального закона № 294-ФЗ.
Удельный вес выполнения плана проведения плановых проверок, как и в прошлом году, составил 100 процентов.
Раздел 7.
Выводы и предложения по результатам государственного контроля
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о результативности проведенных мероприятий по контролю в 2016 году.
План проведения плановых проверок выполнен в полном объеме. Так же проводились административные расследования.
Недостаточно проводится работа по применению административного наказания в виде дисквалификации и вынесении представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, а также остается низким применение таких процедур, как проведение административных расследований.
На основании изложенного, основными предложениями по совершенствованию государственного контроля являются:
1. Дальнейшее повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля за счет принятия всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений.
2. Увеличение числа проверок, проводимых в рамках административного расследования.