Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики (далее - Комитет) за 2017 год подготовлен в рамках реализации статьи 8.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Комитета путем их публикации;
- снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- выявление проблемных вопросов применения подконтрольными субъектами обязательных требований;
- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики;
- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление избыточных контрольных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
I. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора).
1. Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ в срок до 1 сентября 2017 года Комитетом был подготовлен проект ежегодного плана проведения плановых проверок на очередной 2018 год и направлен в Прокуратуру Чеченской Республики для рассмотрения на предмет законности включения в него объектов государственного контроля (надзора) - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основания для включения регулируемой организации в ежегодный план проведения плановых проверок указаны в Федеральном закона № 294-ФЗ, а также в других федеральных законах, устнавливающих иные основания включения регулируемых организаций в соответствующих сферах деятельности в ежегодный план проведения плановых проверок.
В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрены процедуры согласования плана с иными контролирующими органами и органами прокуратуры при разработке и утверждении плана проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Комитетом проведена работа по совмещению сроков проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2018 году с иными контролирующими органами.
После согласования с Прокуратурой Республики утвержденный план проверок на 2018 год размещен на сайте Комитета и Генеральной прокуратурой Российской Федерации, и каждая организация может ознакомиться с планом проверок на текущий год.
2 Разработка и издание распоряжений о проведении проверок, их содержании.
Типовая форма распоряжения на проведение проверки приведена в приложении № 1 приказа министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 года №141 О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
С 1 января 2017 года законодательством установлен запрет органам государственного контроля (надзора), осуществляющим региональный государственный надзор, требовать от проверяемого субъекта представления документов (информации), имеющихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления, и документов (информации), которые могут быть получены органами государственного контроля в рамках межведомственного взаимодействия, а также представления информации, которая была получена органами контроля ранее при проведении проверок статьи 7, 15 Федерального закона № 294-ФЗ.
Для осуществления межведомственного взаимодействия постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 323 утверждены Правила межведомственного взаимодействия в контрольно-надзорной сфере, определяющие порядок и сроки межведомственного взаимодействия органов контроля (надзора) с другими органами исполнительной власти, а также состав межведомственного запроса.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р утвержден перечень сведений, которые с 1 июля 2016 год запрашивать у проверяемого лица запрещается. Данные обстоятельства учитываются при подготовки проектов распоряжений о проведении проверки.
В целях информированности подконтрольных субъектов на официальном сайте Комитета в разделе «перечень обязательных требований» размещен Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых должностными лицами Комитета при проведении проверки непосредственно у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки.
В Комитете регулярно проводится работа по обеспечению доступности и полноты сведений о порядке, сроках и результатах осуществления государственного контроля для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей посредством информирования через сеть Интернет, возможностью получения необходимых сведений по электронной почте, через официальный сайт Комиссии.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере контрольно-надзорных мероприятий, размещаются на официальном сайте Комитета в сети Интернет в свободном доступе (http://tarif95.ru/).
Все проверки проводились в пределах сроков, утвержденных Планом проверок.
Установленные при проверке нарушения доводятся до сведения должностных лиц проверяемых организаций и отражаются в актах проверок, в случае выявления нарушений осуществлялось производство по делу об административном правонарушении.
Необходимо отметить, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года введен мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (статья 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ).
На 2017 год Комитетом было запланировано проведение 105 проверок.
В 2017 году в отношении 1 проверяемого субъекта плановая проверка была прекращены на основании невозможности проведения проверки, связанной с ликвидацией предприятия.
С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ о создании единого реестра проверок в отношении проверок, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Единый реестр способствует публичности всей важнейшей информации о каждой проверке, делая ее прозрачной и легко проверяемой. Это важная мера защиты интересов предпринимателей, так как позволяет оценить соблюдение требований законодательства при назначении и проведении проверки.
Большая часть информации доступна в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (proverki.gov.ru). Создание и ведение единого реестра проверок способствует упорядочению контрольной деятельности, в частности, для определения подлежащих контролю хозяйствующих субъектов.
Информация о результатах плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведенных Комитетом, размещается на официальной сайте Комиссии, а также в автоматизированной системе «Единый реестр проверок» в утвержденные законодательством сроки в полном объеме.
3'j_ Профилактики нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами в области государственного регулирования цен (тарифов).
Комитетом подготовлен актуализированный перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за соблюдением установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов) на территории Чеченской Республики и размещен на официальном сайте Комитета (http://tarif95.ru/rubriki/) в разделе «Перечень обязательных требований».
Данный перечень разработан в соответствии методическим рекомендациям по составлению перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, одобренные протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18 августа 2016 года № 6, утвержден приказом Госкомцен ЧР от 01.08.2017 № 98-п.
£_ Работа с заявлениями и обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, содержащих сведения о нарушении установленных требований законодательства Российской Федерации.
В Комитет поступают обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, с просьбой провести проверки организаций (в области реализации лекарственных препаратов, транспортных услуг, услуг ЖКХ и др.), в которых периодически не содержатся факты, являющиеся основанием для проведения контрольных мероприятий.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки являются поступившие обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации. Для организации внеплановой проверки в обращении должны быть указаны реквизиты юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего регулируемую деятельность, допустившем нарушение обязательных требований.
К обращению должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ (в части полномочий Комитета - о фактах нарушения прав потребителей), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, в отсутствие документов, подтверждающих факт нарушения, Комитет не может провести контрольные мероприятия в рамках имеющихся полномочий.
Обращения, в которых предлагались к рассмотрению вопросы, не входящие в компетенцию Комитета, направлялись по подведомственности с целью их рассмотрения и подготовки ответа заявителям, о чём заявителей информировали в письменной форме.
Необходимо обратить внимание, что согласно подпункта 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - Предостережение) в соответствии с частями 5-7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен Федеральным законом № 294-ФЗ.
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166.
А Порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны, в том числе в обязательном порядке должны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
При этом Федеральный Закон № 294-ФЗ не содержит в себе требований к тому, каким образом должен быть назначен срок на исполнение выданного предписания. Отсутствуют такие требования и в иных нормативно-правовых актах, определяющих правила проведения контрольных мероприятий.
Вместе с тем, в ряде случаев государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), не только наделены полномочиями на проведение проверок, но и обладают правом на возбуждение административных дел, с последующим их рассмотрением по существу и вынесением постановлений по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.
При таких обстоятельствах выдача предписания одновременно с актом проверки, то есть фактическое установление виновности юридического лица (индивидуального предпринимателя) в совершении противоправного деяния, противоречит принципам Федерального Закона № 294-ФЗ.
6. Типичные нарушения обязательных требовании.
При проведении контрольных мероприятий специалистами Комситета фиксировались следующие нарушения обязательных требований:
завышение и (или) занижение тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, электрическую энергию (для населения), услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения;
применение тарифов (цен) на коммунальные услуги, не подлежащих применению или не утвержденных в установленном порядке;
завышение предельных размеров наценок на продукцию (товары), реализуемые в организациях общественного питания при общеобразовательных организациях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
нарушение законодательства в части соблюдения стандартов раскрытия информации, подлежащей свободному доступу;
невыполнение в установленный срок предписаний об устранении выявленных нарушений.
В сфере регулируемого ценообразования одним из наиболее распространенных нарушений, совершаемых организациями Чеченской Республики является нарушение порядка ценообразования, за которое предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц:
- ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.) влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
- на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
- ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), а равно «иное нарушение установленного порядка ценообразования» влечет наложение административного штрафа:
на граждан - в размере пяти тысяч рублей;
на должностных лиц - в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
на юридических лиц - в размере ста тысяч рублей.
Судебная практика с участием Комитета по административным делам в подавляющем большинстве случаев подтверждает правомерность позиции, занятой Комитетом.
В сфере стандартов раскрытия информации одним из наиболее распространенных нарушений является нарушение сроков раскрытия информации о регулируемой деятельности, за которое ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц и наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от пяти до двадцати тысяч рублей;
1. на юридических лиц - в размере от ста до пятисот тысяч рублей.
Ц Меры, принимаемые Комитетом.
По результатам проведенных проверок Комитетом в 2017 году выдано 34 предписания об устранении выявленных нарушений установленного порядка ценообразования и установленного порядка регулирования надбавок к ценам (тарифам) на услуги организаций коммунального комплекса.
Из числа выданных предписаний:
- выполнено в установленный срок 33 предписания;
- 1 предписание выполнено с нарушением установленного срока, в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ;
По результатам выявленных нарушений специалистами Комитета в 2017 году составлено 52 протокола об административных правонарушениях.
Из общего числа составленных протоколов:
40 протоколов - по ст. 14.6 (ч.1 и ч.2) КоАП РФ;
9 протоколов - по ст. 19.8.1 (ч. 1) КоАП РФ;
- протокол - по ст. 19.5 (ч. 5) КоАП РФ;
- протокола - по 20.25 (ч. 1) КоАП РФ;
В 2017 году Комитетом рассмотрено 58 дел об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административных дел вынесено 58 постановлений
о привлечении к административной ответственности в отношении: граждан - 19,
должностных лиц -17.
Общая сумма штрафов составила 945 000 руб.
Проведение государственного контроля (надзора).
В сфере контроля правильности применения регулируемых цен (тарифов) в 2017 году было проведено 106 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сферах:
электрической энергии; тепловой энергии; водоснабжения и водоотведения; услуги общего назначения.
Из них плановых проверок 105. внеплановых 1 проверка.
Проведено 1 административное расследование.
Эксперты и представители экспертных организаций, к проведению мероприятий по контролю не привлекались.
Вопросы причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к компетенции Комитета не относятся.